• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ведущие российские университеты

Политику высшего образования в России демонстрирует и в значительной мере определяет появление ряда университетов с новым статусом. В 2006 году были отобраны первые 17 инновационных университетов, в 2007 – сорок, которым было разрешено реализовывать собственные инновационные образовательные программы. Затем особый статус уникальных научно-образовательных комплексов получили ведущие классические университеты – Московский государственный университет им. М.Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), создано семь федеральных университетов (ФУ), двадцать девять университетов получили статус национального исследовательского университета (НИУ). Вузы, которые сегодня уже являются лидерами и должны достичь еще больших успехов (схема) в 2010 году объединились в Ассоциацию ведущих университетов страны, которая, как и другие лучшие вузы должна сыграть решающую роль в повышении качества и модернизации образования в России, возрождении аспирантуры и развитии науки, предотвратить «утечку мозгов».
Основными целями создания федеральных и национальных университетов, согласно мнению экспертов и информации, сопровождающей конкурсную документацию, являются – вывод российского образования и науки на мировой уровень, развитие системы высшего профессионального образования, укрепление связей учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой, создание и реализация инновационных услуг и разработок.
К целям федерального университета относятся: формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах; обеспечение программ социально-экономического развития территорий и регионов в его составе квалифицированными кадрами; интегрированное кадровое и научное обеспечение масштабных проектов и программ федерального и/или регионального уровня (Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов), подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров.

 

Национальные исследовательские университеты (НИУ) – это новая категория высших образовательных учреждений России, которая была установлена в отношении двадцати девяти ведущих отечественных университетов с целью создания на их основе передовых научно-образовательных центров мирового класса, обеспечивающих потребности национальной экономики в высококвалифицированных кадрах и способствующих развитию российской науки и технологий. 

В 2008 году Указом Президента Российской Федерации статус национальных исследовательских университетов был присужден Московскому инженерно-физическому институту (государственному университету) и Государственному технологическому университету «Московский институт стали и сплавов». В 2009 и 2010 году в число национальных исследовательских университетов на конкурсной основе вошли еще 27 ведущих отечественных вузов, представляющих разные регионы страны .

Концепция формирования сети НИУ оформила идею о необходимости повышения конкурентоспособности отечественной высшей школы за счет приоритетной поддержки наиболее сильных университетов, способных стать флагманами науки и образования как на национальной, так и на международной арене. 

Включаясь в глобальную конкуренцию, Россия вслед за другими странами формирует модель исследовательских университетов, которые сосредотачивают свои усилия на опережающем развитии науки, генерации и внедрении инноваций и подготовке высококвалифицированных специалистов. На сайте Минобрнауки РФ дается следующее определение основной задачи формируемых исследовательских университетов: «Национальный исследовательский университет (НИУ) – реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики» . 

Идея интеграции науки и образования особенно актуальна для России, поскольку в советский период академическая наука была в значительной степени оторвана от вузовской, и университеты лишь отчасти участвовали в процессе создания инноваций, сосредотачивая свои главные усилия на подготовке кадров. Начиная с 90-х годов связи вузов с реальным сектором экономики еще более ослабли, и российские университеты оказались неспособными играть существенную роль в научно-технологическом прогрессе, в отличие от зарубежных исследовательских университетов, которые к тому моменту стали опорными элементами новой экономики, основанной на знаниях.

 

Список национальных исследовательских университетов на сайте НФПК

Список федеральных университетов на сайте НФПК

Список победителей конкурса поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, 21 декабря 2011 г.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.