«Высококлассные финансисты и экономисты будут востребованы всегда»

Сегодня для рынка труда очень актуальна проблема  нехватки квалифицированных и компетентных финансовых специалистов. Очевидно, что  истоки проблемы кроются в образовательной сфере. О насущных проблемах и  перспективах отечественного образования шла речь в ходе заочного «круглого  стола» руководителей финансовых вузов России, организованного агентством Bankir.Ru и сетью порталов 123Service.ru

Сегодня для рынка труда очень актуальна проблема  нехватки квалифицированных и компетентных финансовых специалистов. Очевидно, что  истоки проблемы кроются в образовательной сфере. О насущных проблемах и  перспективах отечественного образования шла речь в ходе заочного «круглого  стола» руководителей финансовых вузов России, организованного агентством Bankir.Ru и сетью порталов 123Service.ru.

                                             // Материалы «круглого стола» подготовили:  Наталья Клименко, Юлия  Лукашенко, Наталья Трофимова, Елена  СиницынаBankir.Ru


В «круглом столе» приняли участие:

РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ   «Высококлассные финансисты и экономисты будут востребованы всегда»   Сегодня для рынка труда очень актуальна проблема нехватки квалифицированных и компетентных финансовых специалистов. Очевидно, что истоки проблемы кроются в образовательной сфере. О насущных проблемах и перспективах отечественного образования шла речь в ходе заочного «круглого стола» руководителей финансовых вузов России, организованного агентством Bankir.Ru и сетью порталов 123Service.ru.  В «круглом столе» приняли участие: Михаил Эскиндаров, профессор, доктор экономических наук, ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заслуженный деятель науки России; Михаил Щепакин, профессор, доктор экономических наук, декан факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского Государственного технологического университета, заслуженный работник высшей школы России, почетный работник высшего профессионального образования России, заслуженный деятель науки Кубани; Игорь Шевченко, профессор, доктор экономических наук, декан экономического факультета Кубанского государственного университета; Людмила Питерская, профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой денежного обращения и кредита Кубанского государственного аграрного университета; Олег Бодров, доцент, кандидат экономических наук, декан общеэкономического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета Института экономики и финансов Урал Гибадатов, доцент, кандидат юридических наук, директор филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института. – На ваш взгляд, каким образом мировой финансовый кризис повлиял на развитие финансового и экономического образования в России? Михаил Эскиндаров (ФУ): Кризис, собственно говоря, еще напоминает о себе: будьте бдительны. И это напоминание относится и к тем, кто собирается выйти на рынок труда. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужны глубокие знания, практический опыт и умение работать в команде. Без работы оказались в первую очередь именно те, кто не отвечал указанным требованиям. «Семь тучных лет» расслабили общество, бизнес, да и вузы. Появилось огромное количество псевдовузов, не имеющих ни собственных кадров, ни материально-технических кадров, ни исторического опыта, соответственно. Было у них одно желание – заработать. А когда в учебном процессе главной задачей является именно это желание – результат плачевный. В финансово-банковские учреждения стали приходить десятки, сотни малопригодных специалистов. Эра «тощих кадров» расставила все на свои места: значительно сократилось количество вузов нашего профиля, сокращается, хотя и очень медленно, подготовка финансовых кадров в непрофильных вузах. А в ведущих вузах больше внимания стали уделять фундаментальным дисциплинам, антикризисному управлению, психологии в бизнесе, эконометрике. Михаил Щепакин (КГТУ): Влияние, в первую очередь, выразилось в востребованности усиления подготовки по антикризисному финансовому менеджменту и управлению финансовой безопасностью, адаптированному к протеканию кризисных процессов в условиях нарастания рыночной и политической турбулентности. Высшее образование в кризисе переживает сокращение финансирования. Тенденции последних лет в этой области во многом связаны с меняющимся восприятием роли высшего образования. В частности, с тем, что некоторые его базовые характеристики (высшее образование как общественное благо, мера блага, социальные инвестиции и право человека) все больше игнорируются. Вместе с тем культивировавшееся долгое время представление о роли государства в этой сфере тоже ставится под вопрос: фактически высшее образование уже не рассматривается в качестве важного фактора развития. В результате многие учебные заведения начинают развивать такие виды деятельности, которые пользуются спросом у корпоративного финансового сектора: продают услуги, главным образом консультативные, изделия, патенты. В том же русле находится и еще одно направление, а именно, получение доходов от выпускников, причем размеры таких поступлений зависят от того, насколько удачно последние устроились в корпоративном секторе и в состоянии ли помочь своим alma mater. В свою очередь, корпоративный сектор считает для себя приемлемым поддерживать исследовательские фонды в университетах и исследовательских организациях, если предлагаемые проекты могут принести пользу его бизнесу. Вместе с тем, очевидно, что растущая уверенность университетов в заинтересованности корпоративных фондов может изменить баланс высшего образования в пользу тех видов деятельности, которые сулят высшей школе самые большие коммерческие выгоды, что в итоге способно повлиять на сам характер учреждений высшего образования. Традиционные академические дисциплины и исследования уже уступают дорогу рыночно оправданным видам деятельности, способным обеспечить нужные ресурсы и решения. Игорь Шевченко (КГУ): Поскольку я являюсь деканом экономического факультета одного из крупнейших вузов юга России, то могу судить о тенденциях на реальном примере. Количество студентов, желающих получить экономическое и финансовое образование возросло. Три года наблюдается положительная динамика студентов, поступающих на экономический факультет, и это несмотря на то, что с высоких трибун неоднократно заявлялось о том, что экономистов, как, впрочем, и юристов слишком много в стране. Народ хочет получать экономическое образование, быть финансово грамотным, принимать эффективные и выгодные для своих семей решения, а не попадать из-за своей некомпетентности в проблемные ситуации. Правда, в первый год кризиса наблюдалось некоторое снижение количества студентов, желающих обучаться на договорной форме обучения. Это связано с некоторым снижением уровня жизни населения в первые кризисные годы. Абитуриенты стали выбирать более дешевые коммерческие вузы, в которых плата за обучение составляла до 30–50% от величины платы в госвузах. Вскоре эта тенденция была сломлена усугублением демографической ситуации в стране и крае. Общее снижение числа выпускников 11 классов в этом году способствовало недобору в коммерческие вузы и наплыву студентов в государственные, в частности, Кубанский госуниверситет. 2010 и 2011 годы по набору на первый курс на экономический факультет явились самыми «урожайными» для нас. И это радует. Людмила Питерская (КГАУ): В связи с кризисными явлениями в банковском секторе России наблюдается нехватка менеджеров среднего звена и специалистов узкого профиля (специалистов по реструктуризации, риск-менеджеров, страховщиков, специалистов по анализу и инвестированию, ипотечным программам). Урал Гибадатов (ВЗФЭИ): Кризис, являясь мощным внешним фактором, объективно не мог не отразиться на состоянии системы финансового и экономического образования в России. Вместе с тем, вряд ли представляется возможным, анализируя тенденции развития отечественного финансового образования, четко дифференцировать те из них, которые являются следствием исключительно кризисных явлений. Вот демографическую «яму», к примеру, да, ощущаем и стараемся управлять ситуацией. Последствия кризиса же, на мой взгляд, можно и нужно использовать себе в плюс. Высококлассные финансовые и экономические специалисты будут востребованы всегда и особенно в периоды банковских кризисов, и если мы в состоянии им дать достойное образование, то кризис нам может быть даже на руку. До сих пор в высшей школе гнались за количественной составляющей, естественно, в ущерб качественной. Теперь приоритеты поменялись. К тому же количество структурных подразделений банков в Башкортостане не сокращается, а увеличивается, вот вам и последствия кризиса. Кстати, мы активно взаимодействуем и с Национальным банком Башкортостана и с Ассоциацией кредитных организаций Республики Башкортостан, проводим конференции, круглые столы, многие банкиры преподают в нашем вузе, являются членами ГАК.  Олег Бодров (КФУ): В последние четыре-пять лет прочно сформировалась и усиливается тенденция, когда на рынке труда экономистов очень много, а квалифицированных, толковых, способных думать, умеющих вырабатывать правильные решения – огромный недостаток. Вслед за устойчивым спросом со стороны абитуриентов на экономические специальности, а главное, готовность оплачивать обучение, большое количество вузов в 90 –е годы открыли у себя данные направления подготовки. Однако, квалифицированными преподавателями обзавестись не смогли (или не посчитали необходимым). Рынок отреагировал на подобное положение вещей расслоением выпускников – экономистов по вузам, их подготовивших. В Татарстане можно встретить объявления о приеме на работу специалистов финансово-экономических специальностей, где добавлена запись: выпускников таких-то вузов просим не беспокоиться. Эффективность выпускников нашего вуза обеспечивается рядом факторов, но объективным является узкая специализация кафедр, сотрудники которых оказались в таких условиях работы, что они просто вынуждены глубоко и досконально разбираться в своих дисциплинах, отслеживать новейшие изменения в законодательстве, тенденциях рынка и т.д. Многие из профильных преподавателей работают аудиторами, ведут бухгалтерию предприятий, что обеспечивает им тесную привязку преподавания предметов с современными проблемами хозяйственной практики. Как результат подобного положения – высокая востребованность наших выпускников на рынке экономистов. – Каковы тенденции в финансовом образовании сегодня? Михаил Эскиндаров (ФУ): Основная задача и перспектива развития финансового образования сегодня, в связи с переходом на уровневую систему, – не потерять качество фундаментальной подготовки. Бакалавр, который выходит из вуза, должен обладать умением и компетентностью. Он должен обладать серьезными теоретическими знаниями и практическим опытом. Работодатели должны воспринимать его не как «полуфабрикат», а как специалиста, способного работать в коллективе. Это сложная психологическая проблема, которую придется решать нам всем вместе: и вузам, и бизнесу, и обществу в целом. Да и прессе, в первую очередь, профессиональной, необходимо принять активное участие в этом процессе Михаил Щепакин (КГТУ): Сегодня мы наблюдаем следующее: – больший акцент на потребностях рынка (корпоративного финансового сектора) в ходе подготовке специалистов; – углубление специализации по функциональным и отраслевым сегментам деятельности на финансовом рынке; – сужение финансовых специализаций, «заточка» будущих специалистов под решение конкретных задач, в том числе эффективного противодействия вызовам финансового кризиса; – негативное давление рынка на цену образовательных услуг, рост требований к квалификационному уровню выпускников со стороны корпоративного финансового сектора; – сдвиг акцентов в образовании с теоретических основ на практические навыки и решения; – стремление корпоративного финансового сектора к участию в подготовке специалистов «под себя». Многие предприятия финансового сектора экономики организуют долгосрочные программы взаимодействия с вузами (практики, стажировки и др.) для того, чтобы участвовать в практической подготовке выпускников, начиная с 3-4 курсов.  Игорь Шевченко (КГУ): Сегодня, думаю, мы столкнемся с тенденцией снижения набора на факультет. Это будет связано с общим негативным мнением о том, что экономистов много. Об этом говорят и по телевизору, внушают в школе, твердят родители со слов первых вещателей. Мне кажется, что это неверная постановка вопроса. Экономистов может много, но плохих, а хороших – мало. В Краснодарском крае в советском прошлом экономистов готовили лишь три госвуза: наш – Кубанский госуниверситет, аграрный и политехнический. Рыночная экономика поставила задачу подготовить рыночников, бизнесменов, торговцев, менеджеров, предпринимателей. Все ринулись за образованием, а вузов – мало. Открылось около сотни коммерческих вузов и филиалов, в каждом из которых выпускались экономисты. Поэтому мы и пожинаем сейчас плоды этого безумного экстенсивного образования в области экономики. Через какое-то время останутся те же три государственных вуза и, может, десяток крупнейших коммерческих вузов и филиалов. Это нормально. И ситуация стабилизируется. Наборы на экономические факультеты в госвузах не уменьшатся, а даже увеличатся, потому что других вузов с экономическим профилем не будет. Я считаю, что экономическое образование – это база для ведения любого дела, бизнеса, предпринимательства, это необходимое условия процветания каждой семьи. Представьте, когда жена – экономист, она и правильно расходует финансы семейного бюджета, да еще и мужу подскажет, куда вложить свободные денежные средства, в акции, недвижимость или валюту.  Людмила Питерская (КГАУ): На сегодня сложилась диспропорция, и мы считаем, что необходимо расширить для бакалавриата перечень специальных банковских дисциплин, направленных на решение конкретных прикладных задач отдельных бизнес-процессов (спецкурсы). Для преподавания этих курсов могут быть использованы выездные занятия в учебные классы банков, приглашены специалисты-практики, можно проводить совместное руководство курсовым и дипломным проектированием. Урал Гибадатов (ВЗФЭИ): Образование сегодня должно носить прикладной характер, чтобы выпускники впоследствии не были бы оторваны от жизни. Постоянно растет число прикладных дисциплин, к сожалению, за счет базовых, но приходится выбирать. Основная часть программы сокращается, а вариативная увеличивается. Мы создаем в институте условия для того, чтобы к нам шли действующие специалисты, растет число дисциплин, которые мы читаем на английском языке, все больше говорим о международных стандартах. Делаем ставку и на систему повышения квалификации, сертификации сотрудников, считаем, что актуальность этих форм образования будет расти, особенно после вступления России в ВТО. Можно отметить, что в последние годы многие наши студенты стали посещать, кстати, совершенно бесплатно, лекции, выходящие за рамки специальности, на которую они поступили. Есть преподаватели, которые собирают полные аудитории, значительно превышающие официальную численность. Рынок, видимо, стал требовать большей универсальности от специалистов, большей общеэкономической эрудиции. Хочу отметить, что сейчас идет процесс реорганизации, и ВЗФИ фактически уже стал филиалом Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, что существенно сказалось на нашем статусе.  – Что изменилось в подготовке финансовых и экономических специалистов за последние год-два?  Михаил Эскиндаров (ФУ): Именно в последние год-два абсолютное большинство вузов перешли на двухуровневую систему подготовки кадров: бакалавр-магистр. Отсюда и основные изменения в подготовке кадров. Можно сказать, что они кардинальные, революционные для всей системы образования. Образование – консервативная отрасль. Она и должна быть таковой. А здесь – взрыв, отказ от многолетней системы подготовки кадров. Как все отразится на экономике страны, покажет время. Но наш университет и большинство ведущих вузов уже загодя меняли программы курсов, готовили новые методические материалы, издавали учебники и учебные пособия для бакалавров и магистров. И большую роль здесь сыграло наше профессиональное сообщество – Учебно-методическое объединение вузов, которое мы возглавляем вот уже 22 года. Конференции, семинары, обмен опытом, в том числе с преподавателями стран, где уровневая подготовка кадров реализуется сотни лет, помогли нам уверенно перейти на новую для нас систему. Но это была огромная, тяжелая работа. В первую очередь, потребовалось изменение психологии преподавателей. Такие революционные повороты не обходятся без потерь. Но сегодня с уверенностью могу сказать, что наш вуз преодолел этот барьер и успешно реализует новую для России систему подготовки кадров. Михаил Щепакин (КГТУ): Повсеместно вводятся в образовательную практику интерактивные методы обучения (кейсы, деловые игры, ситуационное моделирование), которые призваны дать базовые практические навыки будущим специалистам в оперативном и стратегическом решении проблем финансового сектора экономики. Все больше специалистов-практиков привлекается к участию в образовательном процессе. Усилилась роль производственных и преддипломной практик в образовательном процессе. Практическая направленность дипломных работ учитывает современную ситуацию в финансовой сфере и на финансовом рынке. От выпускников требуется проанализировать влияние кризиса на финансовые аспекты деятельности исследуемого предприятия и предложить комплекс мер, направленных на противодействие негативным вызовам финансового кризиса, а также разработать механизмы обеспечения финансовой безопасности. Подготовка финансовых специалистов учитывает их участие в будущей профессиональной деятельности в мероприятиях по повышению финансовой грамотности населения. Игорь Шевченко (КГУ): На рынке изменилось все кардинально и именно за последний год. С 2011 года действуют новые образовательные стандарты третьего поколения. В стране осуществлен поворот к западной двухуровневой системе подготовке кадров: бакалавр и магистр. Это 4 и 2 года обучения соответственно. Из специальностей (5 лет обучения) у нас на факультете осталась только одна, хотя и весьма престижная – «экономическая безопасность». Сейчас поменялись все учебные планы, учебные программы. Они ориентированы не на то, чему нужно учить, а тому, чем должен владеть выпускник, какими компетенциями обладать. Теперь преподаватель сам выбирает, чему учить и как учить. Преподаватель теперь готовит программы по учебным дисциплинам и курсам, заново их переделывает. Еще более заметные сложности с магистратурой. Кстати, в этом году на дневном (очном) отделении на экономическом факультете было 190 бюджетных мест. Мы взяли не только выпускников нашего вуза, но и многих государственных и коммерческих. Проблема в том, что магистрант – это младший брат аспиранта и требования к его выпускной работе – магистерской диссертации – немного меньше, чем к кандидатской аспиранта. Да и сам процесс обучения в магистратуре предполагает активные формы обучения, кейсы, деловые и ролевые игры, научные семинары. Преподают здесь не только профессора, но и практики, работодатели, известные предприниматели. Людмила Питерская (КГАУ): Преподаются спецкурсы, которые могут быть в виде выездных занятий в учебные классы банков, а также специалисты-практики. Урал Гибадатов (ВЗФЭИ): Произошел переход на двухуровневую систему обучения: готовим бакалавров и магистров. Нашему филиалу удалось набрать в этом году максимальное количество магистров. Это уже состоявшиеся специалисты, не имеющие проблем с трудоустройством, и они требуют высочайшего качества предоставления образовательных услуг. Жизнь так сильно изменилась, что в образовании также необходимо производить изменения. Много общей информации студент может найти в Интернете, поэтому по-настоящему востребована практическая информация, и мы стараемся ее студенту дать. Например, нами на правительственном уровне подписана комплексная программа развития животноводства в республике на 2012–2020 годы, в частности, коневодства. В работе над проектом принимают участие студенты, в том числе сотрудники банков, приобретая новые для себя компетенции. Программа и самим банкирам даст много полезной информации об инвестиционных проектах и потенциальных заемщиках. Олег Бодров (КФУ): Значительное внимание в институте уделяется эффективной организации многоуровневой системы подготовки специалистов. Успешное трудоустройство выпускников магистерских программ подтверждает тот факт, что обучение в магистратуре формирует востребованного экономикой высококомпетентного специалиста, ориентированного на практическую работу или научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Численность абитуриентов, поступивших для обучения в магистратуре института на местах с оплатой стоимости, обучения выросла за исследуемый период на 14,5%. Существенным фактором повышения интереса к обучению в магистратуре, наряду с высоким качественным уровнем преподавания изучаемых дисциплин, развитым методическим обеспечением учебного процесса выступает широкий спектр магистерских программ, позволяющий охватить большинство сегментов экономической деятельности и управления хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм и форм собственности. В настоящее время в институте насчитывается 16 магистерских программ, 10 из которых было открыто в 2009–2011 годах. Перечень магистерских программ будет продолжать расширяться и в ближайшей перспективе.  – Какие направления подготовки финансовых и экономических специалистов наиболее востребованы сегодня? Михаил Эскиндаров (ФУ): Как всегда, нужны банкиры всех направлений деятельности, финансовые менеджеры, страховщики, налоговики, специалисты по международным финансам. С учетом потребностей, а также в рамках Болонского соглашения, предусматривающих мобильность студентов и преподавателей, мы открыли Международный финансовый факультет, где все занятия идут исключительно на английском языке. На факультете ведут занятия как наши преподаватели, так и иностранные. Вообще в нынешних условиях нельзя представить выпускника вуза без знания иностранных языков. Да и преподаватели вуза это понимают отлично. Только в последние два-три года более 60 преподавателей разных дисциплин с нашей помощью освоили или углубили свои языковые навыки и могут успешно использовать их в учебном процессе и научной работе. Таким образом, могу с уверенностью заявить, что выпускники всех направлений подготовки нашего университета сегодня востребованы. Но, с учетом веления времени, мы идем дальше – с этого года мы придумали подготовку финансовых аналитиков, экономистов-социологов, IT-специалистов для финансово-экономических организаций. Михаил Щепакин (КГТУ): Нужны специалисты фондового рынка: брокерских компаний инвестиционных фондов; маркетинг в сфере финансовых продуктов и услуг; специалисты по финансовому менеджменту: финансовые аналитики, инвестменеджеры, специалисты по управлению рисками, антикризисные управляющие, специалисты по работе с проблемной задолженностью. Игорь Шевченко (КГУ):  Сегодня из всего обилия специальностей осталось четыре направления бакалавриата: экономика, менеджмент, бизнес-информатика, торговое дело. Все они связаны с экономикой и финансами.  Другое дело, что на втором курсе из четырех нормативных студенты выбирают профиль (специализацию). Скажем, на экономике имеются следующие профили: финансы и кредит, мировая экономика, бухучет и аудит, налоги и налогообложение и другие. Но в дипломе у выпускника будет указано – бакалавр по направлению «Экономика». Все специальные знания студент может получить в магистратуре, которая существует по шести направлениям: экономика, менеджмент, финансы и кредит, бизнес-информатика, управление персоналом, торговое дело. Людмила Питерская (КГАУ): Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить внимание на специализацию «Страхование», так как в условиях ВТО, страхование с поддержкой государства является разрешенным методом государственного регулирования отраслей экономики реального сектора и, возможно, потребуется большее количество специалистов в этой области. Олег Бодров (КФУ): У нас основными считаются три направления – экономика, менеджмент и финансы и кредит. Направление «Менеджмент» менее востребовано в силу укоренившегося ошибочного восприятия менеджмента исключительно как специальности, готовящей продавцов-консультантов. В реальности это направление значительно шире. Это и управление персоналом, и корпоративное управление и управление проектами. Лет пять назад были широко востребованы банковские специальности. Сейчас абитуриенты подходят к вопросу гораздо прагматичнее и выбирают специализацию «Бухучет», позволяющую им по окончании вуза работать практически в любом направлении, от банков до аудиторских фирм и налоговых органов.  Урал Гибадатов (ВЗФЭИ):  Считаю, что это направление будет всегда востребованным. Бакалавриат и магистратура по направлению «Экономика», профиль «Финансовый менеджмент» в направлении «Менеджмент» очень востребован. В этом году мы впервые набрали студентов на направление «Бакалавр бизнес-информатики»; желающих поступить на нее было очень много, в том числе, банковских специалистов. Эта специальность универсальна и будет востребована практически в любом структурном подразделении коммерческого банка.  Учитывая огромный интерес к этому направлению, вероятно, мы в дальнейшем будем думать об открытии целого факультета. Я считаю, что если в вузе есть кафедра «Финансы и кредит», то без кафедры «Бизнес-информатики» уже не обойтись. – Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке труда для финансистов и экономистов? Михаил Эскиндаров (ФУ): Следует ожидать дальнейшего обострения конкуренции. Будут востребованы специалисты нового уровня, владеющие не только специальными знаниями, но и математическим аппаратом, хорошо владеющими иностранными языками. Молодые люди, выходящие на рынок труда в нашей отрасли, должны понимать, что нельзя ограничиваться знаниями, которые дает вуз, необходимо иметь навыки самостоятельной работы, умение самообучаться. И мы пытаемся им в этом помочь. Большое внимание наш вуз уделяет совместным программам с ведущими зарубежными вузами, программам «двойного» диплома. Ежегодно десятки выпускников выходят из стен вуза, имея два диплома: зарубежный и российский. Сотни студентов проходят обучение за рубежом, десятки преподавателей престижных вузов работают у нас в качестве приглашенного профессора. Михаил Щепакин (КГТУ): Будет наблюдаться усиление специализации, акцентирование в подготовке специалистов на решение практических задач бизнеса, формирование в учебных заведениях аутсорсинговых научно-исследовательских центров финансового корпоративного сектора. Переход на уровневую подготовку «бакалавр-магистр», с одной стороны, расширит возможности специализации в рамках магистратуры с учетом заказов работодателей, а с другой стороны, подготовка в рамках бакалавриата по направлению «Экономика» без специализации по профилям приведет к тому, что выпускники не будут иметь специализированных компетенций.  Это снизит их востребованность на рынке труда. Поэтому перспективным направлением является профилизация подготовки бакалавров по направлению «Экономика», учитывающая виды специализаций финансовой деятельности. Аналогичная картина наблюдается и по другим направлениям, в частности, при подготовке менеджеров. Нужна специализация и здесь, иначе лет через пять нехватка конкретных специалистов даст о себе знать в самом плачевном варианте для российской экономики.  Игорь Шевченко (КГУ): Я бы не стал сужать тему и говорить только о финансовых специалистах. Для госвузов наступит пора стабилизации, связанная с демографическим спадом, а также благодаря сокращению числа коммерческих вузов и филиалов, не соответствующих современным образовательным требованиям. Если же говорить и финансовых посредниках, я вообще против того, чтобы каждая кухарка занималась финансовыми операциями, играла на бирже, на рынке Forex. Займитесь своим делом. А финансовый рынок предоставьте профессионалам, тогда и проблем не будет.  Людмила Питерская (КГАУ): В связи с интеграцией России в мировое финансовое пространство и открытием границ для функционирования частного бизнеса с иностранным капиталом (в том числе банков, страховых компаний, инвестиционных фондов), необходимо усилить подготовку по иностранным языкам, правовой грамотности, международным валютно-финансовым отношениям, корпоративной этике и идеологии, бухгалтерскому учета и отчетности, основанным на МСФО, для бакалавров и магистров экономических и финансовых направлений. Урал Гибадатов (ВЗФЭИ): Высокий уровень рисков, на мой взгляд, определяет большую непредсказуемость и рынка труда финансовых специалистов, особенно в долгосрочном периоде. Мы стараемся держать руку на пульсе экономической ситуации в республике, чтобы иметь возможность предвидеть изменения.  У нас в последние годы окончательно сложилась практика, когда банкиры приходят к нам, преподают у нас и подбирают себе контингент из наших студентов. Более 10% наших преподавателей – это практикующие сотрудники банков. Банки постоянно со мной контактируют, решая свои кадровые вопросы, вот только сегодня звонили из Сбербанка, «Уралсиба», Инвесткапиталбанка, Башкомснаббанка, Альфа-Банка.  Мы выделили специальное время, которое называем «час работодателя», когда представители банков приходят к нам для того, чтобы пообщаться со студентами. Мы отсылаем смс-сообщения, в том числе и работающим выпускникам, ведь активному человеку естественно искать лучшие условия. В 2011 году Уфимский филиал ВЗФЭИ выпустил более чем тысячу специалистов, и ни один из них не остался без работы. Одно ясно: если мы сегодня работаем над тем, чтобы сделать Россию международным финансовым центром, чтобы разы повысить инновационный потенциал Башкортостана, желающих получить финансово-экономическое образование будет еще больше. – На какие направления подготовки вы сегодня рекомендовали бы обратить внимание абитуриентам?  Михаил Эскиндаров (ФУ): Сегодня Финансовый университет – огромный учебно-научный комплекс, реализующий десятки программ подготовки кадров. Если говорить о бакалавриате, я бы рекомендовал обратить внимание на совершенно новые направления и профили, открытые в этом году и в предыдущие годы. Это «Международные финансы», «Финансовая аналитика», «Экономическая социология», «Финансовое право», «Политология». Возможно, в следующем году откроем новые направления, например, международный туризм. Но ведь активно развивается и магистратура, где более 30 программ. Ждем лучших из лучших. Михаил Щепакин (КГТУ): На наш взгляд, утверждение о том, что финансистов и экономистов в стране готовится слишком много и поэтому необходимо сворачивать программы их подготовки – ошибочно. Рынок по-прежнему испытывает дефицит квалифицированных специалистов. Следовательно, абитуриентам следует обратить внимание на те вузы, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной подготовки выпускников. Обратите внимание на следующие аспекты: – как долго готовит вуз выпускников по специальности, как характеризует качество подготовки выпускников деловое сообщество; – как организованы практики, дают ли они возможность студентам получить представление о практической деятельности предприятий финансового сектора; – существуют ли связи вуза с корпоративным финансовым сектором (договоры о стратегическом партнерстве, исследовательские программы, программы практик); – привлекаются ли к проведению занятий в вузе специалисты-практики; – присутствуют ли в образовательном процессе интерактивные методы обучения; – имеет ли практическую направленность выпускная квалификационная работа. Игорь Шевченко (КГУ): В силу того, что осталось всего четыре направления бакалавриата: «экономика», «менеджмент», «бизнес-информатика», «торговое дело», которые связаны с экономикой и финансами, я рекомендую поступать именно на них, а потом отточить свои знания в магистратуре, в которой на экономическом факультете имеется 41 магистерская программа. Урал Гибадатов (ВЗФЭИ): На бизнес-информатику порекомендовал бы обратить особое внимание, поскольку владение этим инструментарием существенно повышает конкурентоспособность на рынке труда.  Материалы «круглого стола» подготовили: Наталья Клименко (Москва), Юлия Лукашенко (Казань), Наталья Трофимова (Краснодар), Елена Синицына (Уфа).Михаил Эскиндаров,
профессор, доктор экономических  наук, ректор Финансового университета при Правительстве  Российской  Федерации, заслуженный деятель науки России;
Михаил Щепакин, профессор, доктор экономических наук, декан факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского Государственного технологического университета, заслуженный работник высшей школы России, почетный работник высшего профессионального образования России, заслуженный деятель науки КубаниМихаил Щепакин,
профессор, доктор экономических наук,  декан факультета экономики, управления и бизнеса  Кубанского  Государственного технологического университета, заслуженный работник  высшей школы России, почетный работник высшего профессионального  образования  России, заслуженный деятель науки Кубани;
Игорь Шевченко, профессор, доктор экономических наук, декан экономического факультета Кубанского государственного университетаИгорь Шевченко,
профессор, доктор экономических наук, декан экономического факультета Кубанского  государственного университета;
Людмила Питерская, профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой денежного обращения и кредита Кубанского государственного аграрного университетаЛюдмила Питерская,
профессор, доктор экономических  наук, заведующая кафедрой денежного обращения и кредита  Кубанского  государственного аграрного университета;
Олег Бодров, доцент, кандидат экономических наук, декан общеэкономического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета Института экономики и финансовОлег Бодров,
доцент, кандидат  экономических наук, декан  общеэкономического факультета Казанского (Приволжского) федерального  университета Института экономики и финансов;
Урал Гибадатов, доцент, кандидат юридических наук, директор филиала Всероссийского заочного финансово-экономического институтаУрал Гибадатов,
доцент, кандидат юридических наук, директор филиала Всероссийского заочного  финансово-экономического института.

– На ваш взгляд, каким образом мировой финансовый кризис повлиял на  развитие финансового и экономического образования в России?

Михаил Эскиндаров (ФУ):

Кризис, собственно говоря, еще напоминает о себе: будьте бдительны. И это  напоминание относится и к тем, кто собирается выйти на рынок труда. Чтобы  чувствовать себя уверенно, нужны глубокие знания, практический опыт и умение  работать в команде. Без работы оказались в первую очередь именно те, кто не  отвечал указанным требованиям. «Семь тучных лет» расслабили общество, бизнес, да  и вузы. Появилось огромное количество псевдовузов, не имеющих ни собственных  кадров, ни материально-технических кадров, ни исторического опыта, соответственно. Было у них одно желание – заработать. А когда в учебном процессе  главной задачей является именно это желание – результат плачевный. В  финансово-банковские учреждения стали приходить десятки, сотни малопригодных  специалистов.

Эра «тощих кадров» расставила все на свои места: значительно сократилось  количество вузов нашего профиля, сокращается, хотя и очень медленно, подготовка  финансовых кадров в непрофильных вузах. А в ведущих вузах больше внимания стали  уделять фундаментальным дисциплинам, антикризисному управлению, психологии в  бизнесе, эконометрике.

Михаил Щепакин (КГТУ):

Влияние, в первую очередь, выразилось в  востребованности усиления подготовки по антикризисному финансовому менеджменту и  управлению финансовой безопасностью, адаптированному к протеканию кризисных  процессов в условиях нарастания рыночной и политической турбулентности.

Высшее образование в кризисе переживает сокращение  финансирования. Тенденции последних лет в этой области во многом связаны с  меняющимся восприятием роли высшего образования. В частности, с тем, что  некоторые его базовые характеристики (высшее образование как общественное благо, мера блага, социальные инвестиции и право человека) все больше игнорируются. Вместе с тем культивировавшееся долгое время представление о роли государства в  этой сфере тоже ставится под вопрос: фактически высшее образование уже не  рассматривается в качестве важного фактора развития.

В результате многие учебные заведения начинают  развивать такие виды деятельности, которые пользуются спросом у корпоративного  финансового сектора: продают услуги, главным образом консультативные, изделия, патенты. В том же русле находится и еще одно направление, а именно, получение  доходов от выпускников, причем размеры таких поступлений зависят от того, насколько удачно последние устроились в корпоративном секторе и в состоянии ли  помочь своим alma mater.

В свою очередь, корпоративный сектор считает для себя  приемлемым поддерживать исследовательские фондыв университетах  и исследовательских организациях, если предлагаемые проекты могут принести  пользу его бизнесу. Вместе с тем, очевидно, что растущая уверенность  университетов в заинтересованности корпоративных фондов может изменить баланс  высшего образования в пользу тех видов деятельности, которые сулят высшей школе  самые большие коммерческие выгоды, что в итоге способно повлиять на сам характер  учреждений высшего образования. Традиционные академические дисциплины и  исследования уже уступают дорогу рыночно оправданным видам деятельности, способным обеспечить нужные ресурсы и решения.

Игорь Шевченко (КГУ):

Поскольку я являюсь деканом экономического факультета одного из крупнейших  вузов юга России, то могу судить о тенденциях на реальном примере. Количество  студентов, желающих получить экономическое и финансовое образование возросло. Три года наблюдается положительная динамика студентов, поступающих на  экономический факультет, и это несмотря на то, что с высоких трибун неоднократно  заявлялось о том, что экономистов, как, впрочем, и юристов слишком много в  стране. Народ хочет получать экономическое образование, быть финансово  грамотным, принимать эффективные и выгодные для своих семей решения, а не  попадать из-за своей некомпетентности в проблемные ситуации.

Правда, в первый год кризиса наблюдалось некоторое снижение количества  студентов, желающих обучаться на договорной форме обучения. Это связано с  некоторым снижением уровня жизни населения в первые кризисные годы. Абитуриенты  стали выбирать более дешевые коммерческие вузы, в которых плата за обучение  составляла до 30–50% от величины платы в госвузах.

Вскоре эта тенденция была сломлена усугублением демографической ситуации в  стране и крае. Общее снижение числа выпускников 11 классов в этом году  способствовало недобору в коммерческие вузы и наплыву студентов в  государственные, в частности, Кубанский госуниверситет. 2010 и 2011 годы по  набору на первый курс на экономический факультет явились самыми «урожайными» для  нас. И это радует.

Людмила Питерская (КГАУ):

В связи с кризисными явлениями в банковском секторе России наблюдается  нехватка менеджеров среднего звена и специалистов узкого профиля (специалистов  по реструктуризации, риск-менеджеров, страховщиков, специалистов по анализу и  инвестированию, ипотечным программам).

Урал Гибадатов (ВЗФЭИ):

Кризис, являясь мощным внешним фактором, объективно не мог не отразиться на  состоянии системы финансового и экономического образования в России. Вместе с  тем, вряд ли представляется возможным, анализируя тенденции развития  отечественного финансового образования, четко дифференцировать те из них, которые являются следствием исключительно кризисных явлений. Вот демографическую «яму», к примеру, да, ощущаем и стараемся управлять ситуацией.

Последствия кризиса же, на мой взгляд, можно и нужно использовать себе в  плюс. Высококлассные финансовые и экономические специалисты будут востребованы  всегда и особенно в периоды банковских кризисов, и если мы в состоянии им дать  достойное образование, то кризис нам может быть даже на руку. До сих пор в  высшей школе гнались за количественной составляющей, естественно, в ущерб  качественной. Теперь приоритеты поменялись.

К тому же количество структурных подразделений банков в Башкортостане не  сокращается, а увеличивается, вот вам и последствия кризиса. Кстати, мы активно  взаимодействуем и с Национальным банком Башкортостана и с Ассоциацией кредитных  организаций Республики Башкортостан, проводим конференции, круглые столы, многие  банкиры преподают в нашем вузе, являются членами ГАК.

Олег Бодров (КФУ):

В последние четыре-пять лет прочно сформировалась и усиливается тенденция, когда на рынке труда экономистов очень много, а квалифицированных, толковых, способных думать, умеющих вырабатывать правильные решения – огромный недостаток. Вслед за устойчивым спросом со стороны абитуриентов на экономические  специальности, а главное, готовность оплачивать обучение, большое количество  вузов в 90 –е годы открыли у себя данные направления подготовки. Однако, квалифицированными преподавателями обзавестись не смогли (или не посчитали  необходимым). Рынок отреагировална подобное положение вещей  расслоением выпускников – экономистов по вузам, их подготовивших. В Татарстане  можно встретить объявления о приеме на работу специалистов  финансово-экономических специальностей, где добавлена запись: выпускников  таких-то вузов просим не беспокоиться.

Эффективность выпускников нашего вуза обеспечивается рядом факторов, но  объективным является узкая специализация кафедр, сотрудники которых оказались в  таких условиях работы, что они просто вынуждены глубоко и досконально  разбираться в своих дисциплинах, отслеживать новейшие изменения в  законодательстве, тенденциях рынка и т.д. Многие из профильных преподавателей  работают аудиторами, ведут бухгалтерию предприятий, что обеспечивает им тесную  привязку преподавания предметов с современными проблемами хозяйственной  практики. Как результат подобного положения – высокая востребованность наших  выпускников на рынке экономистов.

– Каковы тенденции в финансовом образовании сегодня?

Михаил Эскиндаров (ФУ):

Основная задача и перспектива развития финансового образования сегодня, в  связи с переходом на уровневую систему, – не потерять качество фундаментальной  подготовки.

Бакалавр, который выходит из вуза, должен обладать умением и компетентностью. Он должен обладать серьезными теоретическими знаниями и практическим опытом. Работодатели должны воспринимать его не как «полуфабрикат», а как специалиста, способного работать в коллективе. Это сложная психологическая проблема, которую  придется решать нам всем вместе: и вузам, и бизнесу, и обществу в целом. Да и  прессе, в первую очередь, профессиональной, необходимо принять активное участие  в этом процессе

Михаил Щепакин (КГТУ):

Сегодня мы наблюдаем следующее:

– больший акцент на потребностях рынка (корпоративного  финансового сектора) в ходе подготовке специалистов;

– углубление специализации по функциональным и  отраслевым сегментам деятельности на финансовом рынке;

– сужение финансовых специализаций, «заточка» будущих  специалистов под решение конкретных задач, в том числе эффективного  противодействия вызовам финансового кризиса;

– негативное давление рынка на цену образовательных  услуг, рост требований к квалификационному уровню выпускников со стороны  корпоративного финансового сектора;

– сдвиг акцентов в образовании с теоретических основ на  практические навыки и решения;

– стремление корпоративного финансового сектора к  участию в подготовке специалистов «под себя». Многие предприятия финансового  сектора экономики организуют долгосрочные программы взаимодействия с вузами (практики, стажировки и др.) для того, чтобы участвовать в практической  подготовке выпускников, начиная с 3-4 курсов.

Игорь Шевченко (КГУ):

Сегодня, думаю, мы столкнемся с тенденцией снижения набора на факультет. Это  будет связано с общим негативным мнением о том, что экономистов много. Об этом  говорят и по телевизору, внушают в школе, твердят родители со слов первых  вещателей. Мне кажется, что это неверная постановка вопроса. Экономистов может  много, но плохих, а хороших – мало.

В Краснодарском крае в советском прошлом экономистов готовили лишь три  госвуза: наш – Кубанский госуниверситет, аграрный и политехнический. Рыночная  экономика поставила задачу подготовить рыночников, бизнесменов, торговцев, менеджеров, предпринимателей. Все ринулись за образованием, а вузов – мало. Открылось около сотни коммерческих вузов и филиалов, в каждом из которых  выпускались экономисты. Поэтому мы и пожинаем сейчас плоды этого безумного  экстенсивного образования в области экономики. Через какое-то время останутся те  же три государственных вуза и, может, десяток крупнейших коммерческих вузов и  филиалов. Это нормально. И ситуация стабилизируется. Наборы на экономические  факультеты в госвузах не уменьшатся, а даже увеличатся, потому что других вузов  с экономическим профилем не будет.

Я считаю, что экономическое образование – это база для ведения любого дела, бизнеса, предпринимательства, это необходимое условия процветания каждой семьи. Представьте, когда жена – экономист, она и правильно расходует финансы семейного  бюджета, да еще и мужу подскажет, куда вложить свободные денежные средства, в  акции, недвижимость или валюту.

Людмила Питерская (КГАУ):

На сегодня сложилась диспропорция, и мы считаем, что необходимо расширить для  бакалавриата перечень специальных банковских дисциплин, направленных на решение  конкретных прикладных задач отдельных бизнес-процессов (спецкурсы). Для  преподавания этих курсов могут быть использованы выездные занятия в учебные  классы банков, приглашены специалисты-практики, можно проводить совместное  руководство курсовым и дипломным проектированием.

Урал Гибадатов (ВЗФЭИ):

Образование сегодня должно носить прикладной характер, чтобы выпускники  впоследствии не были бы оторваны от жизни. Постоянно растет число прикладных  дисциплин, к сожалению, за счет базовых, но приходится выбирать. Основная часть  программы сокращается, а вариативная увеличивается.

Мы создаем в институте условия для того, чтобы к нам шли действующие  специалисты, растет число дисциплин, которые мы читаем на английском языке, все  больше говорим о международных стандартах. Делаем ставку и на систему повышения  квалификации, сертификации сотрудников, считаем, что актуальность этих форм  образования будет расти, особенно после вступления России в ВТО.

Можно отметить, что в последние годы многие наши студенты стали посещать, кстати, совершенно бесплатно, лекции, выходящие за рамки специальности, на  которую они поступили. Есть преподаватели, которые собирают полные аудитории, значительно превышающие официальную численность. Рынок, видимо, стал требовать  большей универсальности от специалистов, большей общеэкономической эрудиции.

Хочу отметить, что сейчас идет процесс реорганизации, и ВЗФИ фактически уже  стал филиалом Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, что существенно сказалось на нашем статусе.

– Что изменилось в подготовке финансовых и экономических специалистов  за последние год-два?

Михаил Эскиндаров (ФУ):

Именно в последние год-два абсолютное большинство вузов перешли на  двухуровневую систему подготовки кадров: бакалавр-магистр. Отсюда и основные  изменения в подготовке кадров. Можно сказать, что они кардинальные, революционные для всей системы образования. Образование – консервативная  отрасль. Она и должна быть таковой. А здесь – взрыв, отказ от многолетней  системы подготовки кадров. Как все отразится на экономике страны, покажет время. Но наш университет и большинство ведущих вузов уже загодя меняли программы  курсов, готовили новые методические материалы, издавали учебники и учебные  пособия для бакалавров и магистров. И большую роль здесь сыграло наше  профессиональное сообщество – Учебно-методическое объединение вузов, которое мы  возглавляем вот уже 22 года. Конференции, семинары, обмен опытом, в том числе с  преподавателями стран, где уровневая подготовка кадров реализуется сотни лет, помогли нам уверенно перейти на новую для нас систему. Но это была огромная, тяжелая работа. В первую очередь, потребовалось изменение психологии  преподавателей. Такие революционные повороты не обходятся без потерь.

Но сегодня с уверенностью могу сказать, что наш вуз преодолел этот барьер и  успешно реализует новую для России систему подготовки кадров.

Михаил Щепакин (КГТУ):

Повсеместно вводятся в образовательную практику  интерактивные методы обучения (кейсы, деловые игры, ситуационное моделирование), которые призваны дать базовые практические навыки будущим специалистам в  оперативном и стратегическом решении проблем финансового сектора экономики. Все  больше специалистов-практиков привлекается к участию в образовательном процессе. Усилилась роль производственных и преддипломной практик в образовательном  процессе. Практическая направленность дипломных работ учитывает современную  ситуацию в финансовой сфере и на финансовом рынке. От выпускников требуется  проанализировать влияние кризиса на финансовые аспекты деятельности исследуемого  предприятия и предложить комплекс мер, направленных на противодействие  негативным вызовам финансового кризиса, а также разработать механизмы  обеспечения финансовой безопасности. Подготовка финансовых специалистов  учитывает их участие в будущей профессиональной деятельности в мероприятиях по  повышению финансовой грамотности населения.

Игорь Шевченко (КГУ):

На рынке изменилось все кардинально и именно за последний год. С 2011 года  действуют новые образовательные стандарты третьего поколения. В стране  осуществлен поворот к западной двухуровневой системе подготовке кадров: бакалавр  и магистр. Это 4 и 2 года обучения соответственно. Из специальностей (5 лет  обучения) у нас на факультете осталась только одна, хотя и весьма престижная – «экономическая безопасность».

Сейчас поменялись все учебные планы, учебные программы. Они ориентированы не  на то, чему нужно учить, а тому, чем должен владеть выпускник, какими  компетенциями обладать. Теперь преподаватель сам выбирает, чему учить и как  учить. Преподаватель теперь готовит программы по учебным дисциплинам и курсам, заново их переделывает.

Еще более заметные сложности с магистратурой. Кстати, в этом году на дневном (очном) отделении на экономическом факультете было 190 бюджетных мест. Мы взяли  не только выпускников нашего вуза, но и многих государственных и коммерческих. Проблема в том, что магистрант – это младший брат аспиранта и требования к его  выпускной работе – магистерской диссертации – немного меньше, чем к кандидатской  аспиранта. Да и сам процесс обучения в магистратуре предполагает активные формы  обучения, кейсы, деловые и ролевые игры, научные семинары. Преподают здесь не  только профессора, но и практики, работодатели, известные предприниматели.

Людмила Питерская (КГАУ):

Преподаются спецкурсы, которые могут быть в виде выездных занятий в учебные  классы банков, а также специалисты-практики.

Урал Гибадатов (ВЗФЭИ):

Произошел переход на двухуровневую систему обучения: готовим бакалавров и  магистров. Нашему филиалу удалось набрать в этом году максимальное количество  магистров. Это уже состоявшиеся специалисты, не имеющие проблем с  трудоустройством, и они требуют высочайшего качества предоставления  образовательных услуг.

Жизнь так сильно изменилась, что в образованиитакже  необходимо производить изменения. Много общей информации студент может найти в  Интернете, поэтому по-настоящему востребована практическая информация, и мы  стараемся ее студенту дать.

Например, нами на правительственном уровне подписана комплексная программа  развития животноводства в республике на 2012–2020 годы, в частности, коневодства. В работе над проектом принимают участие студенты, в том числе  сотрудники банков, приобретая новые для себя компетенции. Программа и самим  банкирам даст много полезной информации об инвестиционных проектах и  потенциальных заемщиках.

Олег Бодров (КФУ):

Значительное внимание в институте уделяется эффективной организации  многоуровневой системы подготовки специалистов. Успешное трудоустройство  выпускников магистерских программ подтверждает тот факт, что обучение в  магистратуре формирует востребованного экономикой высококомпетентного  специалиста, ориентированного на практическую работу или  научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Численность  абитуриентов, поступивших для обучения в магистратуре института на местах с  оплатой стоимости, обучения выросла за исследуемый период на 14,5%.

Существенным фактором повышения интереса к обучению в магистратуре, наряду с  высоким качественным уровнем преподавания изучаемых дисциплин, развитым  методическим обеспечением учебного процесса выступает широкий спектр  магистерских программ, позволяющий охватить большинство сегментов экономической  деятельности и управления хозяйствующими субъектами различных  организационно-правовых форм и форм собственности. В настоящее время в институте  насчитывается 16 магистерских программ, 10 из которых было открыто в 2009–2011 годах. Перечень магистерских программ будет продолжать расширяться и в ближайшей  перспективе.

– Какие направления подготовки финансовых и экономических  специалистов наиболее востребованы сегодня?

Михаил Эскиндаров (ФУ):

Как всегда, нужны банкиры всех направлений деятельности, финансовые  менеджеры, страховщики, налоговики, специалисты по международным финансам. С  учетом потребностей, а также в рамках Болонского соглашения, предусматривающих  мобильность студентов и преподавателей, мы открыли Международный финансовый  факультет, где все занятия идут исключительно на английском языке. На факультете  ведут занятия как наши преподаватели, так и иностранные. Вообще в нынешних  условиях нельзя представить выпускника вуза без знания иностранных языков. Да и  преподаватели вуза это понимают отлично. Только в последние два-три года более 60 преподавателей разных дисциплин с нашей помощью освоили или углубили свои  языковые навыки и могут успешно использовать их в учебном процессе и научной  работе.

Таким образом, могу с уверенностью заявить, что выпускники всех направлений  подготовки нашего университета сегодня востребованы. Но, с учетом веления  времени, мы идем дальше – с этого года мы придумали подготовку финансовых  аналитиков, экономистов-социологов, IT-специалистов для финансово-экономических  организаций.

Михаил Щепакин (КГТУ):

Нужны специалисты фондового рынка: брокерских компаний  инвестиционных фондов; маркетинг в сфере финансовых продуктов и услуг; специалисты по финансовому менеджменту: финансовые аналитики, инвестменеджеры, специалисты по управлению рисками, антикризисные управляющие, специалисты по  работе с проблемной задолженностью.

Игорь Шевченко (КГУ):

Сегодня из всего обилия специальностей осталось четыре  направления бакалавриата: экономика, менеджмент, бизнес-информатика, торговое  дело. Все они связаны с экономикой и финансами.

Другое дело, что на втором курсе из четырех нормативных  студенты выбирают профиль (специализацию). Скажем, на экономике имеются  следующие профили: финансы и кредит, мировая экономика, бухучет и аудит, налоги  и налогообложение и другие. Но в дипломе у выпускника будет указано – бакалавр  по направлению «Экономика». Все специальные знания студент может получить в  магистратуре, которая существует по шести направлениям: экономика, менеджмент, финансы и кредит, бизнес-информатика, управление персоналом, торговое дело.

Людмила Питерская (КГАУ):

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить  внимание на специализацию «Страхование», так как в условиях ВТО, страхование с  поддержкой государства является разрешенным методом государственного  регулирования отраслей экономики реального сектора и, возможно, потребуется  большее количество специалистов в этой области.

Олег Бодров (КФУ):

У нас основными считаются три направления – экономика, менеджмент и финансы и кредит. Направление «Менеджмент» менее востребовано в  силу укоренившегося ошибочного восприятия менеджмента исключительно как  специальности, готовящей продавцов-консультантов. В реальности это направление  значительно шире. Это и управление персоналом, и корпоративное управление и  управление проектами.

Лет пять назад были широко востребованы банковские  специальности. Сейчас абитуриенты подходят к вопросу гораздо прагматичнее и  выбирают специализацию «Бухучет», позволяющую им по окончании вуза работать  практически в любом направлении, от банков до аудиторских фирм и налоговых  органов.

Урал Гибадатов (ВЗФЭИ):

Считаю, что это направление будет всегда востребованным. Бакалавриат и  магистратура по направлению «Экономика», профиль «Финансовый менеджмент» в  направлении «Менеджмент» очень востребован. В этом году мы впервые набрали  студентов на направление «Бакалавр бизнес-информатики»; желающих поступить на  нее было очень много, в том числе, банковских специалистов. Эта специальность  универсальна и будет востребована практически в любом структурном подразделении  коммерческого банка.

Учитывая огромный интерес к этому направлению, вероятно, мы в дальнейшем  будем думать об открытии целого факультета. Я считаю, что если в вузе есть  кафедра «Финансы и кредит», то без кафедры «Бизнес-информатики» уже не  обойтись.

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке труда для  финансистов и экономистов?

Михаил Эскиндаров (ФУ):

Следует ожидать дальнейшего обострения конкуренции. Будут востребованы  специалисты нового уровня, владеющие не только специальными знаниями, но и  математическим аппаратом, хорошо владеющими иностранными языками.

Молодые люди, выходящие на рынок труда в нашей отрасли, должны понимать, что  нельзя ограничиваться знаниями, которые дает вуз, необходимо иметь навыки  самостоятельной работы, умение самообучаться. И мы пытаемся им в этом  помочь.

Большое внимание наш вуз уделяет совместным программам с ведущими зарубежными  вузами, программам «двойного» диплома. Ежегодно десятки выпускников выходят из  стен вуза, имея два диплома: зарубежный и российский. Сотни студентов проходят  обучение за рубежом, десятки преподавателей престижных вузов работают у нас в  качестве приглашенного профессора.

Михаил Щепакин (КГТУ):

Будет наблюдаться усиление специализации, акцентирование в подготовке специалистов на решение практических задач бизнеса, формирование в учебных заведениях аутсорсинговых научно-исследовательских  центров финансового корпоративного сектора. Переход на уровневую подготовку «бакалавр-магистр», с одной стороны, расширит возможности специализации в рамках  магистратуры с учетом заказов работодателей, а с другой стороны, подготовка в  рамках бакалавриата по направлению «Экономика» без специализации по профилям  приведет к тому, что выпускники не будут иметь специализированных  компетенций.

Это снизит их востребованность на рынке труда. Поэтому  перспективным направлением является профилизация подготовки бакалавров по  направлению «Экономика», учитывающая виды специализаций финансовой деятельности. Аналогичная картина наблюдается и по другим направлениям, в частности, при  подготовке менеджеров. Нужна специализация и здесь, иначе лет через пять  нехватка конкретных специалистов даст о себе знать в самом плачевном варианте  для российской экономики.

Игорь Шевченко (КГУ):

Я бы не стал сужать тему и говорить только о финансовых специалистах. Для  госвузов наступит пора стабилизации, связанная с демографическим спадом, а также  благодаря сокращению числа коммерческих вузов и филиалов, не соответствующих  современным образовательным требованиям. Если же говорить и финансовых  посредниках, я вообще против того, чтобы каждая кухарка занималась финансовыми  операциями, играла на бирже, на рынке Forex. Займитесь своим делом. А финансовый  рынок предоставьте профессионалам, тогда и проблем не будет.

Людмила Питерская (КГАУ):

В связи с интеграцией России в мировое финансовое  пространство и открытием границ для функционирования частного бизнеса с  иностранным капиталом (в том числе банков, страховых компаний, инвестиционных  фондов), необходимо усилить подготовку по иностранным языкам, правовой  грамотности, международным валютно-финансовым отношениям, корпоративной этике и  идеологии, бухгалтерскому учета и отчетности, основанным на МСФО, для бакалавров  и магистров экономических и финансовых направлений.

Урал Гибадатов (ВЗФЭИ):

Высокий уровень рисков, на мой взгляд, определяет большую непредсказуемость и  рынка труда финансовых специалистов, особенно в долгосрочном периоде. Мы  стараемся держать руку на пульсе экономической ситуации в республике, чтобы  иметь возможность предвидеть изменения.

У нас в последние годы окончательно сложилась практика, когда банкиры  приходят к нам, преподают у нас и подбирают себе контингент из наших студентов. Более 10% наших преподавателей – это практикующие сотрудники банков. Банки  постоянно со мной контактируют, решая свои кадровые вопросы, вот только сегодня  звонили из Сбербанка, «Уралсиба», Инвесткапиталбанка, Башкомснаббанка, Альфа-Банка.

Мы выделили специальное время, которое называем «час работодателя», когда  представители банков приходят к нам для того, чтобы пообщаться со студентами. Мы  отсылаем смс-сообщения, в том числе и работающим выпускникам, ведь активному  человеку естественно искать лучшие условия. В 2011 году Уфимский филиал ВЗФЭИ  выпустил более чем тысячу специалистов, и ни один из них не остался без  работы.

Одно ясно: если мы сегодня работаем над тем, чтобы сделать Россию  международным финансовым центром, чтобы разы повысить инновационный потенциал  Башкортостана, желающих получить финансово-экономическое образование будет еще  больше.

– На какие направления подготовки вы сегодня рекомендовали бы  обратить внимание абитуриентам?

Михаил Эскиндаров (ФУ):

Сегодня Финансовый университет – огромный учебно-научный комплекс, реализующий десятки программ подготовки кадров. Если говорить о бакалавриате, я  бы рекомендовал обратить внимание на совершенно новые направления и профили, открытые в этом году и в предыдущие годы. Это «Международные финансы», «Финансовая аналитика», «Экономическая социология», «Финансовое право», «Политология». Возможно, в следующем году откроем новые направления, например, международный туризм. Но ведь активно развивается и магистратура, где более 30 программ.Ждем лучших из лучших.

Михаил Щепакин (КГТУ):

На наш взгляд, утверждение о том, что финансистов и экономистов в стране  готовится слишком много и поэтому необходимо сворачивать программы их подготовки – ошибочно. Рынок по-прежнему испытывает дефицит квалифицированных специалистов. Следовательно, абитуриентам следует обратить внимание на те вузы, которые  обеспечивают высокий уровень профессиональной подготовки выпускников. Обратите  внимание на следующие аспекты:

– как долго готовит вуз выпускников по специальности, как характеризует качество подготовки выпускников деловое сообщество;

– как организованы практики, дают ли они возможность  студентам получить представление о практической деятельности предприятий  финансового сектора;

– существуют ли связи вуза с корпоративным финансовым  сектором (договоры о стратегическом партнерстве, исследовательские программы, программы практик);

– привлекаются ли к проведению занятий в вузе  специалисты-практики;

– присутствуют ли в образовательном процессе  интерактивные методы обучения;

– имеет ли практическую направленность выпускная  квалификационная работа.

Игорь Шевченко (КГУ):

В силу того, что осталось всего четыре направления бакалавриата: «экономика», «менеджмент», «бизнес-информатика», «торговое дело», которые связаны с  экономикой и финансами, я рекомендую поступать именно на них, а потом отточить  свои знания в магистратуре, в которой на экономическом факультете имеется 41 магистерская программа.

Урал Гибадатов (ВЗФЭИ):

На бизнес-информатику порекомендовал бы обратить особое внимание, поскольку  владение этим инструментарием существенно повышает конкурентоспособность на  рынке труда.



Подробнее:  http://bankir.ru/publikacii/s/vysokoklassnye-finansisty-i-ekonomisty-budut-vostrebovany-vsegda-10001118/#ixzz1kwRrpGcv