Стратегические проекты НИУ ВШЭ на XXIV Ясинской (Апрельской) конференции
Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» приняла участие в пленарной сессии «Доказательная молодежная политика: перспективы развития и потенциал внедрения в российском контексте». Заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин представил перспективы использования доказательного подхода в сфере молодежной политики: «Молодежная политика доказательна в той мере, в которой она опирается на данные, а не только на личный опыт, здравый смысл и интуицию, отметил эксперт. Для управленческих решений и выработки политических стратегий используются количественные опросы, качественные интервью, фокус-группы и данные нового типа — цифровые следы, Big Data. При этом не все данные одинаково полезны. B условиях турбулентности для задач политики приоритетна информация об объективной деятельности — именно это дают цифровые следы».
Изучая доказательность, мы предполагаем, что будем использовать полученные данные для принятия управленческих решений, подчеркнул директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. Поэтому очень важно, чтобы обе части существовали сбалансированно. Начинать надо с постановки задач, которые могут быть трансформированы по результатам этих управленческих решений.
На пленарной сессии состоялось подписание Соглашения о создании Консорциума по мониторингу активности населения России. Со стороны НИУ ВШЭ документ подписал проректор Дмитрий Земцов, со стороны АНО «Платформа НТИ» — Андрей Силинг, а со стороны Ассоциации волонтерских центров — Артем Метелев. Консорциум призван способствовать созданию единого пространства доступных и детализированных данных для целого ряда организаций — агентов реализации молодежной политики.
Результаты стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» были также представлены на следующих площадках конференции:
- на сессии «Цифровая трансформация образования: возможности и риски» обсудили влияние межрегионального цифрового разрыва на успешность выпускников на рынке труда, а также этику искусственного интеллекта в образовании и вопросы цифрового инновационного капитала;
- ключевыми темами в рамках сессии «Студенческий опыт в современном университете» стали самостоятельность (агентность) студента, теневой рынок написания студенческих работ, а также потребительское отношение к системе высшего образования;
- отдельный круглый стол был посвящен обсуждению вопросов психологического благополучия в образовательной среде: понятие психологического благополучия учащихся на разных уровнях образования; оценки уровня психологического благополучия учащихся, демонстрируемые эмпирическими исследованиями; институциональные практики для поддержания психологического благополучия учащихся в образовательных учреждениях.
Проректор НИУ ВШЭ Сергей Юрьевич Рощин представил аналитический доклад «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда», подготовленный Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ в рамках реализации стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста».
В докладе особое внимание уделено вопросам выбора постобразовательных траекторий, отдачи от образования, трудовой и образовательной мобильности, рассмотрены гендерные различия среди выпускников системы среднего специального образования, а также представлены рекомендации в области государственной политики для эффективной организации подготовки кадров со средним профессиональным образованием. Авторы отмечают, что работники со средним профессиональным образованием (СПО) — самая массовая категория работников на российском рынке. Их численность составляет 32 млн человек, или 45% от общего числа занятых в экономике. Рост на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена продолжает расти, и, соответственно, увеличивается спрос на СПО. В то же время, как отметил Сергей Рощин, в 2000-2022 годах число выпускников по рабочим специальностям снизилось в 4,7 раза. Из 3,56 млн студентов, обучавшихся в 2022–2023 годах, лишь около 570 000 получали рабочие профессии, остальные (около 84%) обучались по программам подготовки персонала среднего звена.
«Новые вызовы, стоящие перед российской экономикой в условиях возросшей конфронтации и экономических санкций, прогнозируемое сокращение потоков трудовой миграции из стран — членов СНГ (Белоруссия, Узбекистан, Таджикистан), необходимость восполнения текущего дефицита кадров в строительстве и сфере услуг неизбежно поставят вопрос о восстановлении структуры подготовки по рабочим профессиям в образовательных организациях СПО», — подчеркивают исследователи.
На круглом столе «Образование в области устойчивого развития и ESG» были представлены предварительные результаты исследования «ESG-образование как часть глобальной ESG-инфраструктуры», которое проводится в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке Национального ESG Альянса проанализировали 300 образовательных программ в области устойчивого развития и ESG в России и в мире, предлагаемых в 259 университетах. Полученные данные, включая опрос 80 представителей 58 ведущих российских университетов и бизнес-школ из различных регионов, интервью с экспертами из ключевых отраслей экономики и образовательной сферы, позволили определить ключевые вызовы для образования в области устойчивого развития в России и разработать рекомендации по его развитию.
По мнению исследователей, необходима национальная рамочная концепция устойчивого развития и ESG в сфере образования. Высшее и корпоративное образование не всегда могут ответить на запрос рынка труда в области устойчивого развития. Отсутствие национальной рамочной концепции устойчивого развития и ESG в образовании приводит к дисбалансам в реальном спросе со стороны компаний на специалистов в соответствующих сферах и образовательном предложении университетов, отмечают эксперты.
«Образование в области устойчивого развития требует системного подхода для формирования ответственного образа мышления, необходимого при принятии управленческих решений в современных условиях. Требуемые для этого компетенции и навыки могут быть сформированы в рамках основных образовательных программ, преимущественно магистратуры, при участии представителей бизнеса и других заинтересованных сторон», — подчеркнула Анна Веселова, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании».
Команда стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» в рамках Международного научного симпозиума «Форсайт и научно-технологическая и инновационная политика» представила промежуточные результаты масштабного проекта «Будущее науки». В рамках данного проекта основной акцент был сделан на оценке влияния мегатрендов на ключевые блоки научной системы: исследовательский цикл, акторов, ресурсы, кадры, результаты и политику, полученной на базе экспертного опроса 374 представителей ведущих российских и международных научных организаций, университетов и компаний, а также серии глубинных интервью.
Было отмечено, что исследовательский цикл сокращается, ускоряется и дорожает. При этом растущие масштабы финансирования науки эксперты склонны рассматривать в большей степени как условие ее существования. Основным барьером в развитии науки становится дефицит квалифицированных кадров, а конкуренция за исследователей обостряется. Также отмечается повышение открытости научных результатов, рост требований к ним и увеличение поддержки высокорисковых исследований, способных привести к прорывным результатам. В качестве наиболее ожидаемого фактора системных и качественных изменений в науке рассматривается цифровая среда, которая обеспечивает производство и трансляцию знаний.
Стратегический проект «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» представил результаты исследования «Оценка зависимости российских компаний от иностранных вендоров. Оценка эффектов от внедрения ИТ-систем крупнейшими компаниями», которое выполнили сотрудники НИУ ВШЭ — Пермь. В 2022 году вопрос о необходимости оценки эффективности внедрения и использования информационных технологий в компаниях приобрел особое значение в связи с усилением санкционного давления. Глобальные ИТ-вендоры в значительной степени ограничили свою деятельность в России, что привело к изменению ИТ-ландшафта и вынудило многие российские компании пересмотреть свои IТ-портфели. Анализ применения ИТ-систем проводился на выборке более 1500 крупнейших российских компаний за период 2010-2020 годов.
Результаты исследования свидетельствуют о высокой разнородности отраслей в их зависимости от иностранных вендоров как в разрезе отдельных ИКТ, так и на уровне отдельных компаний. В качестве рекомендаций по снижению уровня зависимости от иностранных ИТ-вендоров авторы исследования предлагают: разработку механизмов и выделение средств на масштабирование отечественного ПО; разработку отраслевых руководств по изменению ИТ-стратегий предприятий; тиражирование успешных кейсов; комплексное внедрение ИТ-продуктов; обучение и повышение квалификации ИТ-специалистов.
Стратегические проекты — комплекс проектов и мероприятий в рамках программы развития НИУ ВШЭ на 2021-2030 годы, победившей в конкурсе программ стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». В НИУ ВШЭ реализуются 5 стратегических проектов: «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста», «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования», «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность», «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Государственная программа «Приоритет 2030» направлена на увеличение вклада российских вузов в достижение национальных целей развития. НИУ ВШЭ стал участником программы в 2021 году и вошел в первую группу университетов по треку «Исследовательское лидерство».